Творческое развитие личности ученика на основе изучения иностранного языка
       В современной педагогике ученик рассматривается как полноценный участник процесса обучения, занимающий активную позицию относительно своего образования, тем самым, проявляя и развивая свое «Я». Принцип гуманизма, положенный в основу организации образовательного процесса, требует создания в школе таких условий, которые способствовали бы формированию творческой личности способной управлять собственной жизнью, личности, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Задача педагога при таком подходе – обеспечить самореализацию ученика через преподаваемый им школьный предмет.
       Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет должен также внести свой вклад в процесс развития личности учащегося как субъекта образования. Более того, по сравнению с другими школьными предметами «иностранный язык» имеет ряд преимуществ в создании условий, которые отражены в целях и содержании этого школьного предмета. К этим преимуществам можно отнести следующее:
       1) В первую очередь, каждый учитель иностранного языка должен помнить о том, что язык – «исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе». Иными словами, язык – средство общения людей, которое является одним из главных условий развития человека, становления, реализации, социализации личности, а поэтому и естественной и необходимой потребностью. Если важность владения родным языком очевидна, то владение иностранным языком должно стать для ученика такой же естественной потребностью, как и знание родного языка. Ведущая роль в этом, конечно же, отводится учителю, который должен стараться как можно чаще создавать ситуации общения с иностранцами, в которых ученик воспринимал бы знание иностранного языка также естественно, как и знание родного языка. В наше время таких возможностей очень много: Интернет, поездки, учеба за границей, переписка.
       2) Иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях. При изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык, овладевают средствами выражения мыслей об уже известных им предметах и явлениях посредством иностранного языка.
       3) В основе изучения иностранного языка – деятельностный подход. Если вспомнить те времена, когда изучение иностранного языка не предполагало создание учащимся своих продуктов изучения языка в виде высказываний, письменных сообщений и т.п., то можно также вспомнить и то, что такое обучение не вызывало интереса, не способствовало повышению мотивации изучения языка. Учитель должен сделать процесс изучения языка процессом активного поиска новых знаний, процессом овладения новыми компетенциями в ходе разнообразной продуктивной деятельности.
       4) Междисциплинарный характер предмета «иностранный язык», который заключается в том, что он находится на стыке с другими школьными предметами - литература, история, география, обществознание, физика, физкультура и др. Изучение иностранного языка происходит в процессе познания, обсуждения различных сфер жизнедеятельности человека посредством языка, что, в свою очередь, расширяет знания учащихся в той или иной области, а с другой стороны, изучение интересующих тем резко повышает мотивацию к изучению иностранного языка, тем самым вовлекая их в творческий процесс изучения языка. Таким образом, формирование знаний на межпредметной основе способствует реализации личностных интересов, мотивов, способностей разных учащихся, и здесь является очень важным организация деятельности учащихся на основе их личностных целей, особенностей, потребностей.
       На мой взгляд, перечисленные основные преимущества содержания предмета «иностранный язык» в реализации личностного потенциала каждого учащегося должны использоваться учителями при разработке своей системы обучения языку. Задача учителя - создать образовательную среду, в которой содержанием предмета «иностранный язык» выступает не только тот объем знаний, который ученик должен усвоить, но и те средства, условия, виды деятельности, которые способны обеспечить его развитие в процессе продуктивной деятельности.
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что какой бы личностный потенциал не был изначально заложен в содержание предмета «иностранный язык», его реализация полностью зависит только от учителя, который обучает этому языку.